Изучая древнейшее охотничье законодательство, наткнулись мы в "Русской правде" на такое орудие ловли птиц, как перевес:
"О перевесехъ
74. Аже кто подотнеть вервь в перевесе, то 3 гривны продажи, а господину за вервь гривна кунъ.
(За порчу перевеса и кражу из него надо было оплатить ущерб и штраф в пользу князя).
Приблизительное описание перевеса можно найти в замечательной книжке Николая Кутепова "Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси", которая и сама-то уже представляет собой достаточно древнее историческое явление. Четыре тома этой книги подробно описывают охоту великокняжескую, царскую и императорскую с начала времен и до начала царствования Александра III, не забывая, впрочем, сказать и о народной охоте.
Вот как он описывает перевес в первом томе - "Великокняжеская и царская охота на Руси с X по XVI век":
"Ловля птиц в древнее время производилась главным образом при помощи перевесов. О перевесах и перевесищах, т.е. местах установки перевесов, в древних памятниках упоминается очень часто. Перевесища были и у князей, и у простых людей. Мы уже видели, что книгиня Ольга имела свои перевесища по Днепру и по Десне; это показывает, что в древности перевесы устраивались вблизи реки.
Подтверждение этому мы находим в указаниях позднейшего времени, а именно: в 1604 году некие два крестьянина какой-то Тавренской волости, Трофим Назаров и Андрей Савин сделали явку (заявление) десяцкому, соцкому и всем людям добрым Тавренской волости следующего содержания: ".. ссекли, господине, у нас, не ведаем кто, сосну с колодцем переветную, поводень на нее вешали на утки на Таврень реке, в перевесе... и нам стало не на что поводни вешать, опустошили угодье".
В древних памятниках подробного описания этого снаряда нет; из выражений, употребленных в Русской Правде относительно перевеса, видно, что перевесы-сети устанавливали на жердях - вереях и подвешивали на веревках.
Перевесы употребляются для ловли птиц и поныне, но только на далеких окраинах, преимущественно в Сибири. Так как снасть эта настолько нехитрая, что для технического прогресса для ней нет места, то можно думать, что современный перевес мало чем отличается от древнего.
Для устройства перевеса, прорубают в высоком и густом хвойном или таловом лесу просеки сажен пять шириной, большей частью с юго-востока на северо-запад по направлению полета уток.Для навешивания перевеса по обестороны просеки ("плохи", как называют просеку в Тобольской губернии) ставится по "журавлю"- длинному в рост или несколько выше леса сухому и гладкому шесту; "журавли" прикрепляются к соседним деревьям такой петлей, которая давала бы возможность свободно опускать и поднимать их в случае надобности.
Иногда, вместо "журавлей" к верхним сучьям деревьев наглухо прикрепляют короткие шесты. На вершинах "журавлей" привязаны "векши", т.е. блоки, костяные или деревянные. Когда "журавли" поставлены, между ними, на высоте человеческого роста от земли натягивается толстая веревка, к которой нижним краем привязывается перевес - широкая, во всю ширину просеки, прямоугольная, с с не очень крупными ячеями, тонкая сеть, достигающая в вышину верхних концов "журавлей".
"Возжи", т.е. тонкие, длинные пеньковые веревки, прикрепленные вместе с висящими гирьками к ушам перевеса, пропускаются в "возжи" или блоки. Затем, "журавли" поднимаются, укрепляются "разбуйными", т.е. концевыми веревками - и перевес навешен.
Остается только натянуть "подтонь", т.е. крупноячеистую грубую сеть между деревьями под перевесом; на высоте нижнего его края, у одного из "журавлей" устраивается "станок", т.е. сиденье для охотника, куда сходятся обе возжи и где они известным образом закрепляются. "Сидящий перевесом" обыкновенно забирается на просеку в 8-9 часов вечера, когда начинает темнеть.
осмотрев сеть, попробовав поднимать ее и опускать и убедившись, что "возжи" не "заедает" и что все в исправности, он поднимает перевес, стараясь натянуть его так, чтобы не было морщин. Хороший перевес, когда он ровно натянут и днам трудно заметить в просвет "плохи", ночью же его совсем не видать, и только ветер, надувая его и образуя морщины выдает его присутствие.
Поднявши перевес, охотник закрепляет возжи за "насторожку", т.е. длинную палку, один конец которой всегда в руках у охотника, другой же, с закрепленным на нем возжами, на поперечник станка, в ногах у охотника.
Устроив все как следует, охотник садится в "станок" и начинает ждать... Вот в небе, высоко и далеко, раздался особый,быстрый, звенящий свист: то прошумели крыльями лятящие гоголя... Все внимание охотников устремляется теперь на перевес. Вдруг неожиданно, в самой середине перевеса, какая-то темная масса.
Едва охотник замечает ее, "насторожка" долой - и с шумом быстро вертящихся "векш" падает перевес. В мешке, образованном перевесом на подтонке, запутываются несколько птиц. Птиц убивают тут же, перкусывая обыкновенно мозжечок, и, перекрестив, т.е. заломив им крылья накрест, на всякий случай чтобы не улетели, бросают их в принесенный мешок. Перевес взлетает снова на свое место; и так всю ночь, и утро застают охотника за перевесом.Охота с перевесом очень выгодна и имеет свои привлекательные стороны, требуя от охотника ловкости, искусства и выдержки.
Вследствие прибыльности охоты с перевесом, последний в древнее время был распространен по всей Руси, составлял в каждом хозяйстве одно из важных угодий и, при продаже имения, всегда упоминался на ряду с другими угодьями, земельными, лесными, рыболовными.
Современный перевес, описанный выше, требует непременного присутствия самого охотника в процессе охоты; нужно полагать, что в древности его устройство было несколько иное, что ловля птиц производилась механически, без участия охотника; иначе трудно и невозможно было бы украсть дичь из перевеса, что, однако, в древности случалось и было предусмотрено "Русской Правдой", которая определяла наказание за такое воровство".
Комментариев нет:
Отправка комментария