В попытке заглянуть в историю охотничьего хозяйства на Руси, мы сначала обратились к Русской правде (это XI век) и нашли там единственную статью на интересующую нас тему "О перевесах".
Новый источник, расширяющий наши представления, находим мы уже в Судебнике Федора Иоанновича 1589 года. И здесь совсем немногое мы можем узнать: только в одной 176 статье есть прямое упоминание охоты. Вот оно:
"А что за которою деревнею угод(ь)я есть — путики или иное что‚ ино про то сыскивати старыми жилцы. И сыщут, в которои деревне или въ суднои приписати, ино далным жилцамъ, иным деревням к тем путикамъ не ходити за чюжые деревни, ни никотораго угод(ь)я угодовати не полюбовно"
Как понять этот текст? Часть земель издревле принадлежала крестьянам. Это земли, непосредственно окружающие деревню и обеспечивающие существования ее жителей. Это сейчас мы работаем по найму и только заработная плата позволяет нам жить; других источников дохода у нас сейчас почти нет.
Как понять этот текст? Часть земель издревле принадлежала крестьянам. Это земли, непосредственно окружающие деревню и обеспечивающие существования ее жителей. Это сейчас мы работаем по найму и только заработная плата позволяет нам жить; других источников дохода у нас сейчас почти нет.
Крестьяне же себе пропитание добывали не в землях вотчинников и помещиков, нет! Там они обеспечивали жизнь своих господ. А сами они кормились со своей земли. Только владение этой землей было не индивидуальным, а коллективным. Земля принадлежала всем жителям данной деревни. Это относилось и к пахотной земле, и к пожням, и к лесным угодьям. Землями распоряжалась крестьянская община, состоящая из всех жителей данной деревни.
Как мы видим в тексте статьи - это же относилось и к охотничьим угодьям - "путики или иное что". Статья эта устанавливала, что жителям других деревень разрешалось чужие "угодья угодовати", не иначе как по соглашению - "полюбовно". Споры же о границах должны были решаться обращением к старожильцам, помнящим еще, где проходит граница.
Историки говорят, что в этом Судебнике проявилась тенденция к обособлению отдельных деревенских общин. То есть в более ранние времена таких четких границ между деревнями, возможно, и не было. Но сути вопроса это не меняет - охотничьи угодья вокруг деревень были за крестьянами.
Что мы можем сказать, изучив этот источник? Всего одна статья. Судебник не содержит никаких ограничений и запретов на охоту - ни по срокам охоты, ни по видам животных, ни по орудиям охоты. Единственное, что царская власть считала нужным в конце 16 века записать в законе - принадлежность охотничьих угодий к той деревне, которую эти угодья окружали и порядок решения споров об этом.
Очевидно, что если и были какие либо запреты и ограничения - они все еще существовали в виде обычаев и традиций, а не в виде закона.
Что же - будем двигаться дальше. Когда мы посмотрим все имеющиеся источники в их историческом развитии, картина охотничьего законодательства станет для нас намного яснее.
Комментариев нет:
Отправка комментария