2015/08/21

О регулировании численности лосей

Вот какой интересный конкурс провел недавно наш департамент. Тема научно-исследовательской разработки стоимостью  179 тысяч 200  рублей называется «Регулирование численности лося вблизи автодорог – как один из главных факторов снижения ДТП с участием диких животных на территории Вологодской области».

Выиграла этот электронный аукцион Вологодская молочная академия – единственный участник. Согласно Техническому заданию исполнитель обязан выполнить следующие работы:





5.1.   Выявление и анализ участков придорожной полосы автодорог с большим количеством ДТП с участием лосей на территории Вологодской области.

5.2.   Разработка мероприятий по обеспечению безопасности движения и предотвращению ДТП с участием лося на территории Вологодской области.

5.3.   Обоснование регулирования численности лося, как одного из главных факторов снижения количества ДТП с их участием.

Все заботы надо завершить до 10 декабря 2015 года.

Ну, участки с наибольшим количеством ДТП давно выявлены – там знаки дорожные стоят: «Осторожно – дикие животные». Это так написали, для системности.

Что касается разработки мероприятий – тут дело конечно есть. В одних случаях можно порекомендовать установить электропастуха, в других – посоветовать поставить дополнительные информационные знаки. Предполагается, что еще одной мерой, причем главной будет регулирование численности вблизи дорог.

Однако  является ли такое регулирование одним из главных факторов безопасности – это мы давайте посмотрим. Есть некоторые сомнения по этому поводу. Почему? Для начала потому, что больше ни один регион в России не занимается придорожным регулированием численности лосей. Наберите в поисковике: лось, ДТП, регулирование и увидите, что все новости по этому поиску – только вологодские. Что же, в других регионах не знают, что главным способом предотвращения ДТП является отстрел в придорожной полосе? Или знают что-то другое, не позволяющее им действовать таким же способом?

Думаю – второе. Отстрел в придорожной полосе абсолютно бессмысленное занятие. Это утверждение настолько очевидно, что не надо проводить никакого научного исследования. Дороги пересекаются лосями в процессе их естественных миграций. В нормальной ситуации лось не задерживается возле дороги, поскольку видит в ней источник опасности. В очень редких случаях лось привыкает к шуму и мельканию машин и перестает  их боятся, может жить возле дороги, пересекая ее в разных направлениях. Но он делает это не спеша – стоит в канаве или на дороге, двигается медленно, кормится, не обращая внимания на машины.

Но ведь опасность для людей представляют не эти редкие, спокойно пасущиеся лоси, а лоси, которые сильно боятся дороги, которые мгновенно перескакивают ее, неожиданно появляясь перед двигающимся транспортом.

Первых, привыкших, видно издалека, водитель может среагировать и их поведение предсказуемо. А вот вторые – совсем другое дело, их вы никак не урегулируете, они на дороге и в придорожной полосе не задерживаются, спешат по своим лосиным путям-дорогам, останавливаясь только  для сна, да для кормежки. Эти стоят у кромки леса перед дорогой, дрожа и шевеля ушами, смотрят в ужасе на свет приближающихся фар и, когда их страх становится непосильным – бросаются вперед прямо под колеса машины. Как их остановить? Да никак.

         Проверенными и самыми главными средствами спасения от ДТП во всем мире является строительство заборов и разного рода  переходов для лося. Но эти меры очень дороги, и бедная, но большая Россия не может себе этого позволить. У нас и для людей-то переходы еще не делают.

         Проверенным средством является снижение общей плотности лося, когда число ДТП с ними становится совершенно нетерпимым для общества. Например, скандинавские страны неоднократно принимали решения о необходимости снижения плотности до приемлемых показателей. Но нам-то до этих показателей далеко.

         Еще одним надежным средством является снижение скорости в темное время суток и усиление контроля за этим снижением.  Если бы наши власти заботились именно о снижении числа ДТП, они добивались бы внесения изменений в ПДД, требующих ограничения скорости движения транспорта в темное время суток до 70-80 км на всех трассах, где нет сеточных ограждений. Эта мера действительно снизила бы и число ДТП и число погибающих животных и число страдающих в авариях людей.

         Добавим еще одно. Регулирование в придорожной полосе невозможно еще по одной причине. Лось зимой добывается загонами. Загонов вдоль дорог не в одном нормальном хозяйстве нет, а если бы они были – их следовало бы ликвидировать. Почему? Потому, что в процессе охоты никогда не удается взять в загоне всех лосей, некоторые убегут, могут быть подранки. А куда они убегут? На дорогу? Ходом? Как раз туда, где днем идет транспорт? Думаю, этого простого рассуждения достаточно, чтобы понять, что никакого регулирования в придорожной полосе не может быть, а уж тем более такое регулирование не может быть главным способом предотвращения ДТП.

         Понятно стремление департамента обеспечить себе дополнительный резерв разрешений «на регулирование». Однако обосновать это регулирование надо бы по-другому. А эти 179 200 пропадут впустую – на обоснование того, чего обосновать нельзя.

        


Комментариев нет:

Отправка комментария