Интересную статью на эту тему поместили в № 1 за 2017 год журнала "Гуманитарные проблемы охоты и охотничьего хозяйства" (В.Н. Степаненко "О древних способах охоты на медведя"). Автор пишет о сибирских охотниках, применявших почти вплоть до последнего времени оригинальные способы охоты на хозяина тайги. Некоторых таких охотников автор статьи застал еще в живых.
Оказывается, очень успешной прежде была весенняя охота с манком, имитирующим голоса молодых копытных животных, и осенняя - голос гонного лося. Причем охота эта была до крайности опасной - медведь ведь не просто подходил, он подкрадывался к своей жертве, а потому незамеченным подбирался к вабильщику вплотную, на несколько шагов.
Оказывается, очень успешной прежде была весенняя охота с манком, имитирующим голоса молодых копытных животных, и осенняя - голос гонного лося. Причем охота эта была до крайности опасной - медведь ведь не просто подходил, он подкрадывался к своей жертве, а потому незамеченным подбирался к вабильщику вплотную, на несколько шагов.
Охотились с манком и летом - на гонного медведя-самца, имитируя голос медведицы в состоянии охоты. В этом случае охотились с лодок-берестянок на лесных речушках, протекающих в местах гона, а для изготовления манка пользовались полым стеблем всем знакомого зонтичного растения, которое и в Сибири, и у нас на Европейском Севере не случайно, очевидно, называется "медвежьей дудкой".
Широко распространенной была и охота скрадыванием. Охотник подкрадывался к кормящемуся зверю на очень близкое расстояние для верного выстрела. А верным был выстрел по месту (по левому боку под лопатку, в момент движения лапы вперед, когда обнажается почти голый участок кожи под ней) и с расстояния около 10 метров. Почему так близко? Потому, что стреляли из того оружия, которое было массовым у промысловиков - тозовка калибра 5,6 под патрон бокового воспламенения. Да, трудно представить себе современного охотника, который рискнул бы подобраться к серьезному зверю на такое расстояние с мелкашкой!
Еще один распространенный в старину способ - самоловами, из которых самыми обычными были медвежьи кулемы. Это такая ловушка, в которой зверя, сбившего насторожку убивает падающим сверху давком (одним или несколькими бревнами). Кулемки и теперь используют некоторые охотники для ловли мелких пушных зверей. Для поимки медведя давок иногда усиливали острыми зубьями - рогом марала, деревянными кольями, а позднее - металлическими зубьями от бороны.
В этой же статье описан и любопытнейший способ натаски лаек-медвежатниц. Щенка выращивали вместе с медвежонком. Когда они намного подрастали, их начинали ограничивать в питании и животным приходилось бороться за пищу. В ходе ежедневных конфликтов собака постепенно узнавала все возможности зверя в схватке и научалась ему эффективно противодействовать.
Эти старинные способы охоты теперь уже нигде не используются. Да и медведь не считается теперь вредным животным, которого разрешалось свободно добывать в течении всего года. Накопленные веками опыт и традиции такой охоты ушли в прошлое. Тут уж ничего не поделаешь.
А вот отказ от такого способа охоты на медведя, как охота на берлоге - вовсе не историческая необходимость. Современные оружия охоты позволяют сделать эту охоту достаточно безопасной для охотника и ничем не угрожают популяции зверя. Рано бы ее переводить в разряд старинных.
Комментариев нет:
Отправка комментария