- "Ну, будете у нас на Колыме..."
- "Нет, уж лучше вы к нам"
Хочу рассказать об интереснейшем проекте, который реализуется как раз там, куда приглашал гостей один из персонажей "Бриллиантовой руки" - за полярным кругом в поселке Чарский, Республика Саха (Якутия). Там с 1977 года расположена научная станция, главным проектом которой с 1996 года является Плейстоценовый парк. Он так называется потому, что представляет собой попытку создать в современной тундре экологическую систему, свойственную эпохе Плейстоцена - очень длительному периоду в развитии Земли, начавшемуся около 2,5 млн. лет назад и завершившемуся совсем недавно - 11 тысяч лет назад. Это как раз время, когда на территории теперь почти безжизненной тундры в огромном количестве обитали мамонты, шерстистые носороги, бизоны, гигантские олени и прочие уже вымершие звери. Их останки очень часто встречаются теперь по всему нашему Северу.
Не помню когда - кажется еще в детстве, в какой-то фантастической книжке - встретился я впервые с этой идеей: огромное число крупных травоядных животных давало колоссальное количество навоза, служившего удобрением для травянистой растительности. В результате этого кругооборота возникала экосистема, способная противостоять сложным климатическим условиям севера. И если вновь заполнить просторы Сибири таким же количеством крупных животных, то среда восстановиться: на месте мхов появятся травы, повысится температура почвы и надпочвенная температура воздуха, возникнет экологическая среда, свойственная плейстоценовой эпохе. Исходный пункт этой идеи - мамонты не вымерли от климатических катаклизмов, а были уничтожены человеком, когда он стал расселяться на север вслед отступающему леднику. Люди перебили мамонтов и носорогов, исчез навоз, исчезла трава, снизилась температура почвы - вот цепочка, объясняющая возникновение современной экологической обстановки на севере, теперешней нашей тундры.
И вот, оказывается есть реальный экологический проект, направленный на изучение возможности воссоздания этой древней эпохи - Плейстоценовый парк. Для этого в огороженную территорию, сначала площадью всего 50 га, а затем 1600 га были выпущены дикие животные: сначала олени, в 2010 году - первая партия овцебыков, а в 2011 году - зубры и маралы. Кроме того на территорию парка завезены и местные животные - якутские лошади и лоси. Интересно, что для лосей в стенах изгороди есть ловушки - зайти они могут, а выйти - нет. Кроме того, лосят специально отлавливают за пределами загородки.
Задача парка - обосновать возможность преобразования существующей тундровой древесно-кустарниковой и моховой растительности - в степную, т.е. в травянистую.
Как успехи, спросите вы. Не знаю. Судя по отчетам, эксперимент в разгаре. Посмотрите сами на сайте Плейстоценового парка. Из пяти ввезенных в 2011 году зубров выжил только один самец. Но, по мнению самого опытного у нас в стране зубрятника - Тараса Сипко - их гибель связна с ошибками исполнителей, а вовсе не говорит о том, что зубры не смогут приспособиться к этой среде обитания. Там, где уже пять лет живет один зубр с еще большим успехом могут жить несколько. На одном из фото показано, как зубр вместе с овцебыками активно уничтожает кустарники на своей площадке. Хватит ли их навоза, чтобы тут наросла трава? Или придется все время кормить привезенным сеном? Вот что любопытно.
Так что, вот где обитают самые северные в нашей стране зубры - в Якутии, на территории Плейстоценового парка!